События

Выступление Председателя Законодательного Собрания Омской области Владимира Варнавского на научно-практической конференции «Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации», проходившей в Омске 26-27 ноября 2008 года

Уважаемые участники конференции!

От депутатского корпуса Омской области искренне приветствую всех вас, принявших приглашение к совместной работе по одной из ключевых тем государственного строительства – «Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации».

Это - шестая научно-практическая конференция, которую проводят омичи, а интерес к теме не угасает. Нам особенно приятно видеть здесь тех, кто у нас не впервые. В зале есть участники всех, теперь уже 6-ти конференций. Уверен, что это не случайно.

Важность темы сегодня не только в том, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и форму реализации народовластия. Это- особая форма реализации воли носителя власти – народа – как непосредственно, так и через создаваемые им органы местного самоуправления с учётом исторических и иных местных традиций.

Полагаю, интерес к теме, как в научном сообществе, так и у практиков носит профессиональный характер. Общее в этом интересе то, что все заинтересованы, чтобы эта власть была эффективной и действенной.

Уважаемые коллеги!

Известно, что на 1 января 2008 года в 68-ми субъектах Российской Федерации Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» реализуется в полном объёме. В остальных предстоит завершить переход к новой системе местного самоуправления до 1 января 2009 года.

Сегодня нередко можно слышать: «Местное самоуправление в России состоялось». Рассматривая этот вопрос в правовом и политическом плане, да!

На федеральном уровне в целом создана правовая основа для создания эффективной системы местного самоуправления. Эта работа проделана и в 68 субъектах федерации, где сформированы все органы местного самоуправления, накоплена определённая практика их работы. В Омской области – с 2006 года.

Однако всё очевиднее, что политико-правовой спектр обеспечения реформы не может заменить или обеспечить все остальные: экономический, налоговый, бюджетно-финансовый и др. Нам нужно решить главный вопрос - укрепить доверие людей к муниципальной власти. Недоверие же рождается из самых простых вещей. С одной стороны, полномочия местному самоуправлению дали, с другой - местная власть реализовать их не может. И тогда люди реагируют, зачем им власть, которая не всегда в состоянии решить насущные проблемы людей.

Так что нам есть, что обсуждать и чем поделиться друг с другом. От всей души желаю плодотворной работы конференции.

В 2008 году завершается переходный период реализации положений 131 федерального закона. Что мы смогли сделать, чтобы подвести под местное самоуправление прочный финансово-экономический фундамент, чего не смогли и почему? Насколько спектральная система обеспечения реформы достаточна, и какие проблемы требуют особого внимания?

Развитие любой территории напрямую зависит от грамотного перспективного планирования, финансового обеспечения, эффективного управления. Остановлюсь на важных, с моей точки зрения, моментах практики реализации реформ.

Первое. Не буду подробно говорить о том, что необходимых средств государством в реформу не вложено – это признают сегодня на всех уровнях. Проблема с финансированием местного самоуправления – системная проблема, а не частный вопрос отдельных субъектов РФ или самих муниципальных образований.

Полагаю, ошибкой было и остается отсутствие целевой федеральной программы по проведению реформы местного самоуправления, что позволило бы знать реальную «цену» реформы и источники – где и сколько взять. Эти вопросы стратегические.

Сегодня очевидно: закреплённые за местным самоуправлением налоги – земельный, НДФЛ, на имущество юридических и физических лиц - не «покрывают» потребности муниципальных образований, да и собрать их очень трудно, хотя работа здесь проводится настойчивая и серьёзная. Можно посмотреть динамику по муниципальным образованиям нашей области на стенде налоговой службы.

Причины известны. Одна из них и в том, что данные по субъектам налогообложения у Роснедвижимости и налоговых органов не совпадают, более того – они на разных программных продуктах. И никакие сигналы и обращения к федеральным органам не имеют откликов в течение всех трёх лет!

Учитывая, что до 1 января 2009 года муниципалитетам необходимо привести своё имущество в соответствие с требованиями статьи 50-й 131-го закона, можно предсказать – это будет третья волна передела собственности, новое потрясение для местного самоуправления. Целесообразно этот вопрос решать иначе. Иметь заделы на будущее.

Развитие налогового потенциала муниципальных образований за счёт только территории муниципального образования – глубоко ошибочный подход к этой проблеме Минрегионразвития, который вновь «переложил» всю работу по формированию их экономического потенциала на плечи регионов. Необходимо пересмотреть процентное соотношение налогов, зачисляемых в федеральный, субъектов РФ и местный уровень. Сегодня (по факту) они соотносятся как 60-30-10 процентов.

Инвестиционный и инновационный аспект социально-экономического развития муниципальных образований, особенно сельских, малых городов, муниципальных районов, имеют фрагментарный характер.

В Омской области сложилась система мониторинга по различным направлениям деятельности органов местного самоуправления, комплексного анализа реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований. Принцип работы органов государственной власти – обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления, оказание методической помощи, обучение кадров и, конечно, глубокий анализ фактического положения дел. Мы постарались всё это представить на стендах выставки-экспозиции по всем направлениям.

Второе. Во всех анализах финансового положения муниципальных образований Минфин России отражает только фактически произведённые расходы местных бюджетов, но не учитывает реальные потребности органов местного самоуправления в финансовом обеспечении полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на них. А эти полномочия с 2005 по 2007 год были расширены, от чего финансовое положение многих муниципальных образований значительно ухудшилось. По признанию Счётной палаты РФ, если проанализировать исполнение полномочий каждым уровнем муниципальных образований, при нынешних условиях межбюджетных отношений, то у 70% муниципальных образований нет перспективы развития.

Но это совершенно не означает, что такие муниципальные образования должны быть упразднены. Сидеть и ждать «у моря погоды» или лучших времён нельзя! Их необходимо «вытаскивать» из депрессивного состояния.

Задача, поставленная Президентом России Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию в части дальнейшего развития и укрепления самостоятельности местного самоуправления, обозначена как важнейшая государственная задача. Решать её только на федеральном или региональном уровне – дело бесперспективное. Это единая цель и единые задачи.

Возможно, обсуждение этой проблемы на «круглых столах» конференции позволит сформировать конкретные предложения соответствующим комитетам Государственной Думы, в том числе и правового характера.

Мы должны честно признать, что принимаемые федеральным центром и в субъектах Федерации меры, не позволили пока достичь самостоятельности ни самому местному самоуправлению, ни местным бюджетам. Речь не об иждивенчестве, упрёки в котором нередко можно слышать. Речь о создании гармоничной и корректной системы межбюджетных отношений. Это - принципиальный вопрос реформы. Самая большая часть социальных услуг населению реализуется на территории местного самоуправления, в муниципальных учреждениях.

Объективная оценка сбалансированности доходных и расходных полномочий муниципалитетом любого уровня должна основываться на единой методике расчётов. А её всё нет… Как нет пока предложений по выполнению выпадающих доходов и снижению налоговых поступлений в бюджеты субъектов и местные бюджеты в связи с принятием ряда федеральных законов, увеличивающих размеры налоговых вычетов. И много ещё чего до сих пор нет…

Почему? Потому что, во-первых, чётко не определены этапы реформ и оценка результатов по каждому этапу, а, во-вторых, результаты мониторинга не являются основой реальной корректировки осуществления реформы (конкретизации и определения дополнительных мер). Нет детального и полного анализа «работоспособности» 131 федерального закона, актуального отклика на выявленные шероховатости:

Маленький пример: изменяется федеральный закон, он требует внесения изменения в Устав муниципального образования, причём точного повторения позиции закона, без каких-либо вариантов. В соответствии со 131-м федеральным законом эта процедура «запускается» по полной схеме: проект опубликовать, публичные слушания провести. Для чего? Что обсуждать? Об этом мы говорили уже не раз!

Третье. Один из серьезных вопросов - «несбалансированность» и «некорректность» законов, определяющих реформу, относительно друг друга. Для обеспечения эффективности инвестиционной деятельности до 1 января 2010 года все муниципальные образования обязаны принять нормативные акты по вопросам территориального планирования, в том числе схемы территориального планирования, актуализировать или разработать новые генпланы и т.д. Это для «неимущих» муниципальных образований, особенно сельских поселений, огромные суммы

Срок, установленный статьёй 85 федерального закона № 131
с учётом требований градостроительного и земельного законодательства, не учитывает ни финансовых и кадровых возможностей муниципалитетов, ни сроков, реально требуемых для разработки и принятия документов и генплана. Это в перспективе (с 2010 года) обрекает муниципальную власть на серьезные проблемы, вызываемые опасностью «рейдерских захватов» муниципальных земель.

Еще один маленький пример: по требованиям Федерального закона № 94-ФЗ расходы муниципальных образований, унитарных предприятий и учреждений лишь до ста тысяч рублей могут осуществляться без проведения конкурсов, аукционов, котировок и т.д. Затраты на размещение муниципальных заказов иногда "съедают" почти такую же сумму. Неужели и далее доводить эту ситуацию до абсурда? При казначейском исполнении и контроле, почему не поднять эту планку, экономя время и деньги?

Нерешенных проблем, мягко говоря, еще немало. Они общие. Один из наиболее актуальных - это вопрос об определении круга полномочий муниципальных образований. Он расширяется, а где взять ресурсы под расширение? Не закреплен федеральным законом и перечень вопросов местного значения, которые не могут быть переданы на вышестоящий, в частности, районный, уровень.

Велики еще трудности с разграничением собственности между уровнями публичной власти. Во многих муниципалитетах не решены процедурные вопросы регистрации прав собственности, создания реестров муниципального имущества. Власть на местах зачастую просто не имеет информации о владельцах недвижимости. Оформить должным образом и в разумные сроки нужные документы сегодня практически очень сложно.

Требуется корректировка законодательных норм и в части пополнения неналоговых доходов, тех, которые местные бюджеты получают от муниципальных предприятий. Пока, кстати, они дают больше средств, чем собственно налоговая база.

Не решен вопрос, касающийся наделения местных органов полномочиями по регистрации граждан. Он касается практически всего населения нашей страны.

С 1 января 2009 года вступит в силу недавно принятый закон о повышении минимального размера оплаты труда почти в два раза. Ожидаемый и очень нужный нашим гражданам закон. К сожалению, на сегодняшний день далеко не во всех бюджетах есть средства для его исполнения. А как отразится кризис на местной власти?

Как вы понимаете, я огласил только некоторые проблемы, на мой взгляд, ключевые. К сожалению, проблем намного больше. Сегодня и в докладах, и в выступлениях мы о них, конечно, услышим. Надеюсь, что кроме постановки проблемных вопросов, конечно, будут предлагаться те или иные пути их решения.

Обозначая «болевые точки» сегодняшней жизни муниципальных образований, глубоко убеждён, что коллективная мысль чётко разграничит и позитив, и проблемы, которые надо решать совместно, совершенствуя законы, методы управления, добиваясь реального изменения жизни в муниципальных образованиях, создавая комфортную среду жизнедеятельности для каждого гражданина. В этом направлении выстроена вся работа конференции.

И последнее. Конференция должна иметь реальный практический выход. Предлагаю её обобщённые итоги направить в соответствующие комитеты Государственной Думы, а субъектам Российской Федерации, участникам конференции, определиться по законодательным инициативам, работая с депутатами Государственной Думы от своих территорий, через партийные структуры.

Местное самоуправление – фундаментальная основа государственности России. И наша постоянная забота и работа.

Благодарю за внимание.


Архив событий

РАЗДЕЛЫ САЙТА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
СИМВОЛИКА ГИМН УСТАВ ОБЛАСТИ
ЗАКОН О ЗСОО РЕГЛАМЕНТ ЗСОО ЗАКОН О КОМИТЕТАХ ЗСОО СТРУКТУРА ЗСОО
МОЛОДЕЖНАЯ ПАЛАТА:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
АППАРАТ ЗСОО:
ПРЕСС-ЦЕНТР:
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ГОСЗАКУПКИ
ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СХЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗСОО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗСОО СОСТАВ РАБОЧИХ ОРГАНОВ
ДЕПУТАТЫ ЗСОО:

КОМИТЕТЫ ЗСОО:

ФРАКЦИИ ЗСОО:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ЗАКОНОВ
ПРОЕКТЫ:
ПРОТОКОЛЫ
ВЕДОМОСТИ ЗСОО БАНК ДОКУМЕНТОВ О банке документов ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сведения о нормативных правовых актах, признанных судом недействующими ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ ДОКУМЕНТОВ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАЗВАНИЙ ЗАКОНОВ
ПЛАНЫ РАБОТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПОВЕСТКА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПЛАНЫ РАБОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НОВОСТИ RSS
ПРЯМАЯ ВИДЕОТРАНСЛЯЦИЯ
ИТОГИ РАБОТЫ СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН ФОТОХРОНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬ (телепередача) ЗСОО - 15 лет (документы, материалы) ЗСОО - 20 лет (материалы) Официальный канал Законодательного Собрания на видеохостинге "You Tube"