События

Статья Председателя Законодательного Собрания Омской области Владимира Варнавского

Главный закон страны

15-летие Конституции России - не юбилейная, но очень значимая для каждого из нас дата.

Это целая эпоха нелегкого взросления новой, демократической России, ее возвращения в качестве активной, авторитетной и влиятельной великой державы в сферу международных отношений и мировой политики, что признается сегодня всем мировым сообществом.

Страна мужественно отражает агрессию международного терроризма, защищает свою целостность и конституционный порядок, право народов России жить и созидать под мирным небом, на мирной земле.

Опираясь на исторические традиции, в новых условиях Россия смогла сохранить многонациональное содружество, межконфессиональную толерантность, при многообразии национальных культур - единство культурного пространства и государственного языка, что остается объединяющей опорой для наших русскоязычных соотечественников за рубежом.

Это 15 лет напряженной работы всего российского общества и его институтов - от Президента, Правительства, Парламента России, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, структур социально-экономического комплекса, независимо от формы собственности, до широкого спектра общественных организаций - реальных институтов нарождающегося, молодого пока гражданского общества и каждого гражданина.

Нет секрета в том, насколько еще разнородно в оценках современности наше общество, несмотря на то, что мы прошли уже значительный путь демократических реформ.

15 лет действия Конституции практикой подтвердили ее высокий статус, реальные гарантии самостоятельности всех властей - представительной, исполнительной и судебной.

Конституция России объединяет сегодня всех, даже ее противников, ибо главные, фундаментальные принципы, провозглашенные Конституцией: Российская Федерация есть демократическое, федеративное правовое и социальное государство; носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, - одобряют и поддерживают все.

Впервые в России Человек, Гражданин, его права и свободы провозглашены главной ценностью - и это величайшее достоинство демократической Конституции России.

Историческое время на каждом своем витке выдвигает новые цели и задачи.

20-й век поставил перед Россией самую сложную - коренное преобразование страны. И путь этого преобразования был трудным, долгим, драматичным и тернистым. Это был путь наших отцов. Он имел и позитивные результаты, но время снова поставило новые задачи и выбрало нас.

Конец 20-го века вывел нас на необходимость фундаментальных преобразований общества - демократические реформы, развитие парламентаризма в России.

Сегодня можно говорить о достигнутом за 15 лет, изменениях внутри страны, нерешенных и первоочередных задачах, но наше главное преображение - Конституция России, закрепленные в ней конституционные принципы жизни государства и нации, которые вошли в наше сегодня.

Первое.

Впервые федерализм в государственном устройстве России стал не декларируемым, а реальным явлением.

Наша Конституция четко определила предметы ведения Российской Федерации, ее совместного ведения с субъектами федерации, провозгласила равенство всех субъектов федерации.

Ценнейшим конституционным правом субъектов федерации является законотворчество и право законодательной инициативы.

Развитие конституционных принципов в конституционных и федеральных законах, в законах субъектов федерации в пределах их полномочий и соответствии федеральным законам создают реальные правовые границы и механизмы, закладывает основательный фундамент правового государства. Соотнесенность российского законодательства с нормами международного права, исполнение принятых обязательств позволяет России укреплять свои позиции в международном сообществе.

Это серьезные позитивные завоевания молодой демократической России.

Второе.

Конституция России провозгласила наше государство социальным. Если сравнить начало отсчета – год 1993-й и год 2008, в утверждении характера социального государства Россия прошла непростой путь. Сегодня мы имеем в целом сформированную систему социальных гарантий: пенсионных, в области здравоохранения, образования и др.

Но гражданское сообщество настоятельно требует совершенствования созданной системы, наполнения ее государственным присутствием и финансированием, повышения качества социальных услуг – всего того, что влияет на комфорт и конкурентоспособность жизнеобеспечения, а точнее их и составляет.

В первую очередь попадает в эту категорию в сегодняшних условиях трудовая занятость населения.

Безусловной поддержки заслуживают меры, принимаемые Президентом и Правительством России в условиях глобального экономического кризиса по проблемам социальной защищенности различных групп населения. Но достаточно ли их? Что можно предложить еще? На мой взгляд, сегодня необходимо расширение возможностей, видов и объемов организации общественных работ, и как формы социальной поддержки работающих, и гарантии выполнения необходимых обществу объемов работ: дорожное строительство и благоустройство, ремонт домов и т.д. Это тоже реализация на деле конституционного принципа о социальном государстве.

15-летний опыт показал, что система социальных гарантий формируется сложно. В этой работе требуется объединение усилий федерации и ее субъектов. Видимо, нельзя проведение реформ осуществлять и без опоры на общественные институты как на более точные "экспертные" оценки. Реализации этой конституционной обязанности государства необходимо особое внимание.

Развивать и укреплять связь органов государственной и муниципальной власти с сегментами гражданского общества, постоянный диалог позволят более точно и тонко формировать подходы и осуществлять реформы в этой важной сфере.

Третье.

Наступило время уделить самое пристальное и серьезное внимание формированию самому демократическому институту власти - местному самоуправлению.

Право граждан на местное самоуправление – конституционное право граждан России.

Сейчас в полном объеме 131-ФЗ "Об общих принципах и организации местного самоуправления в РФ" исполняется в 68 субъектах РФ (почти 2/3), с 1 января 2009 года - и во всех оставшихся. Определенный опыт муниципальной реформы уже накоплен, обозначились и проблемы, которые требуют незамедлительного реагирования.

Прошедшая в ноябре т.г. в г.Омске 6-я научно-практическая конференция "О проблемах местного самоуправления в РФ" отметила серьезные системные упущения в организации работы по реформе местного самоуправления:

- реформа "спущена" в субъект РФ, но не обеспечена материально;

- не отработаны механизмы налогового и бюджетного Кодексов в интересах реформы МСУ;

- не обеспечивается синхронность законов и совпадающих реформ в сфере ЖКХ, градостроительства и т.д.

В этих условиях сохранение и развитие экономического потенциала муниципальных образований становится "неподъемной" задачей для большинства субъектов РФ, остающихся дотационными, а возможности муниципальных образований определяются как "бесперспективные". С этим согласиться невозможно. Не могут быть бесперспективными люди. "Вето" на жизнь наложить нельзя.

Экономический кризис заставляет сегодня всех быть гибкими и целеустремленными, как никогда. Государственное присутствие и влияние в важнейших отраслях, в первую очередь, в АПК, представляется крайне необходимым и важным. И это должны быть не "разовые" акции, а долгосрочные программные меры возрождения российского агропромышленного сектора.

Конституция РФ подсказывает, на каком направлении следует сосредоточить усилия сегодня – там, где обеспечивается национальная безопасность и самостоятельность.

Четвертое.

Позитивный итог прошедших 15 лет – формирование делового взаимодействия властей по всем уровням.

Более активно и конструктивно это осуществляется в большинстве субъектов Федерации между представительной и исполнительной властями, а также органами государственной власти и местным самоуправлением.

К этому приводит сама жизнь, подтверждая конституционный принцип разделения властей и необходимость единства действий в реализации полномочий.

Более сложно формируется такое взаимодействие по уровню "федеральный центр - субъект РФ", непросто формируется стиль отношений, именуемый "политкорректность".

Между тем координация (именно координация!) действий способна преодолеть неточности и упущения в принимаемых законах, негативное "лоббирование" и слабую проработку социальных последствий, чем так "грешат" еще наши законы.

Расширить "площадки" разработки и мониторинга важнейших социальных законов – это требование времени и взрослеющего гражданского общества.

И последнее.

15 лет Конституции России – это только начало нового пути. Мы убедились, что потенциал Конституции велик и многообразен. Есть возможность детализировать и вести углубленную разработку ее принципов и положений, совершенствовать систему государственного и муниципального строительства.

Вот уже несколько лет Совет Федерации представляет анализ состояния законодательства в Российской Федерации. Очень значительный научно-практический документ, в том числе по "пробелам" и внутренним противоречиям законов.

А это значит, что у нас непочатый край работы и по всем этим направлениям.

Конституции России 15 лет. Она работает – и это уже состоявшийся факт!


Архив событий

РАЗДЕЛЫ САЙТА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
СИМВОЛИКА ГИМН УСТАВ ОБЛАСТИ
ЗАКОН О ЗСОО РЕГЛАМЕНТ ЗСОО ЗАКОН О КОМИТЕТАХ ЗСОО СТРУКТУРА ЗСОО
МОЛОДЕЖНАЯ ПАЛАТА:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
АППАРАТ ЗСОО:
ПРЕСС-ЦЕНТР:
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ГОСЗАКУПКИ
ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СХЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗСОО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗСОО СОСТАВ РАБОЧИХ ОРГАНОВ
ДЕПУТАТЫ ЗСОО:

КОМИТЕТЫ ЗСОО:

ФРАКЦИИ ЗСОО:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ЗАКОНОВ
ПРОЕКТЫ:
ПРОТОКОЛЫ
ВЕДОМОСТИ ЗСОО БАНК ДОКУМЕНТОВ О банке документов ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сведения о нормативных правовых актах, признанных судом недействующими ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ ДОКУМЕНТОВ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАЗВАНИЙ ЗАКОНОВ
ПЛАНЫ РАБОТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПОВЕСТКА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПЛАНЫ РАБОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НОВОСТИ RSS
ПРЯМАЯ ВИДЕОТРАНСЛЯЦИЯ
ИТОГИ РАБОТЫ СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН ФОТОХРОНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬ (телепередача) ЗСОО - 15 лет (документы, материалы) ЗСОО - 20 лет (материалы) Официальный канал Законодательного Собрания на видеохостинге "You Tube"