События

16 апреля 2009 года на заседании областного парламента Председатель Законодательного Собрания Омской области Владимир Варнавский выступил с докладом, посвященным 15-летию Законодательного Собрания Омской области

Уважаемый Губернатор!

Уважаемые коллеги и присутствующие!

12 апреля исполнилось 15 лет с начала деятельности Законодательного Собрания – законодательного (представительного) органа государственной власти Омской области. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, дала законодательный старт масштабным преобразованиям государственного строительства, всех социально-общественных отношений в стране. Впервые в России Человек, Гражданин, его права и свободы провозглашены в Основном Законе главной ценностью – и это величайшее достоинство демократической Конституции России.

Фундаментальными конституционными основами являются принципы разделения властей на представительную, исполнительную и судебную, а заложенный в самом названии нашей страны - Российская Федерация – тип государства закреплен в конституционном принципе равенства ее субъектов.

Впервые федерализм в функционировании государства стал реальным явлением и принципами отношений. Конституция четко определила предметы ведения Российской Федерации, ее совместного с субъектами федерации ведения, их самостоятельность. Для субъектов федерации в пределах их полномочий закреплено право на законотворчество и право законодательной инициативы.

Образованные в соответствии с Конституцией, законодательные (представительные) органы субъектов федерации с первых шагов были обязаны внести свой вклад в процесс государственного строительства, в развитие федеративных отношений, в обеспечение гарантий, защиту прав и свобод граждан.

15 лет работы Законодательного Собрания позволяют уверенно утверждать: Законодательное Собрание Омской области занимает положенное ему место в системе властей и государственных органов Омской области, обеспечивает эффективное и профессиональное исполнение собственных полномочий в интересах населения области. Принято более 1150 законов Омской области. Все они, соответствуя Конституции и федеральному законодательству, работают на интересы нашей области, ее жителей. Это один из результатов 15-летней работы.

Четыре созыва работы Законодательного Собрания – это этапы его профессионализации, каждый из которых, в зависимости от решаемых задач, занимает свое особенное место в собственном развитии законодательного (представительного) органа и жизни области в целом как самостоятельного субъекта Российской Федерации.

Говоря сегодня об основных итогах деятельности Законодательного Собрания, мы должны понимать, что речь идет не просто об отрезке времени в 15 лет. Они характеризуют не только процесс конституционного становления законодательной (представительной) власти в Омской области, но и процесс государственного строительства демократической России. Это факты новейшей истории России, Омской области – как ее части.

На Законодательное Собрание возлагалась ответственейшая задача – законодательно обеспечить самостоятельность области как равноправного субъекта федерации, участие в общегосударственном строительстве. И права на ошибку или промедление время нам не дало.

Развитие конституционных принципов в конституционных и федеральных законах, в законах субъектов федерации, принятых в пределах их полномочий и в соответствии с федеральным законодательством, создает реальные правовые механизмы, закладывает основательный фундамент правового государства - конституционного принципа всей нашей жизни.

Депутатам Законодательного Собрания первого созыва первым пришлось осваивать сложную науку законотворчества. И начать с себя. В составе депутатского корпуса было немало тех, кто имел опыт депутатской работы в Советах разных уровней. Оказалось, что этот опыт и сложившееся представление о функционировании государственной власти малоприменимы в новом представительном органе - законодательном.

Пришлось на практике осваивать значение таких правовых норм и понятий как "правовой статус субъекта федерации", "принцип разделения властей и разграничение полномочий", "юридико-правовая техника", что такое соответствие Конституции и федеральному законодательству, право законодательной инициативы, бюджетное устройство и процесс и т.д.

Депутаты первого созыва справились с этой задачей и не только обеспечили конституционность и легитимность деятельности Законодательного Собрания. Они заложили добротный фундамент законодательных основ самостоятельности Омской области как субъекта РФ, приняли Устав (Основной закон) Омской области.

Важным было и то, что болезнь "суверенизации" не задела нас: омские законодатели строго и всегда следовали конституционным принципам федерализма, единства правового, экономического, территориального государственного пространства.

История – это реальная жизнь. Напомню, в каких условиях работали депутаты первого созыва. Это были годы тяжелейшей экономической ситуации – с распадом СССР разрушились устойчивые экономические связи. Гигантский народно-хозяйственный комплекс страны переживал не только период приватизации, - это был кризис управления, жертвами которого становились люди.

Борьба идеологий на фоне экономического развала отразилась и в Законодательном Собрании. Нельзя не помнить "митинговый" накал, требования и резолюции того времени по поводу невыплат зарплат, пособий, утраты социального статуса, потери сбережений и демонстративные политизированные уходы с заседания отдельных депутатов. Все это было.

Но ответственность перед людьми, обязанность представлять их интересы взяли верх. При всей дискуссионной остроте, законодательный орган заработал именно как законодательный, коллегиальный. Разные, мы учились слышать друг друга и сближать позиции, учились терпению, политическому и гражданскому компромиссу.

Правовое обеспечение социальных направлений, гарантий и защиты прав граждан в трудных социально-экономических условиях выживания в эти годы стало главной законодательной темой работы депутатов.

Были разработаны и приняты законы, не имеющие аналогов в других субъектах федерации и намного опередившие появление федеральных. Можно смело утверждать: законодательство субъектов Российской Федерации в это время было активной социальной экспертной площадкой для нового развивающегося законодательства России. Именно в это время, в первом созыве, были заложены принципы конструктивного диалога, баланса и взаимодействия законодательной и исполнительной властей, что, по моему глубокому убеждению, является особым политическим достоянием Омской области, гарантией стабильности и надежности.

Депутаты первого созыва были первопроходцами и сумели заложить не только добротный законодательный фундамент, но и регламентную основу работы Законодательного Собрания, культуру парламентских отношений.

Депутатам второго созыва пришлось работать в не менее сложных социально-экономических условиях: обеспечивать в правовом поле совместно с исполнительной властью выплаты зарплат, детских и иных пособий, гарантии льгот и т.д., максимально соблюдая принципы справедливости, выбирая приоритеты, реагируя на митинги и протесты. Именно тогда закладывались законодательные основы социальной политики области, рассчитанные на собственные силы и финансовые возможности.

Область оставалась дотационной, но полагаться только на финансовую поддержку федерального центра было политически и экономически недальновидным.

Исполнительная власть области, решая трудные каждодневные задачи жизнеобеспечения, решительно принялась за обновление экономического курса, создание "точек роста", условий надежного экономического и социального партнерства, а депутаты приобретали бесценный опыт правового регулирования экономических вопросов.

В области были разработаны и приняты целевые программы развития различных отраслей, которые значительно опередили федеральные национальные проекты. Это был опыт правового регулирования и методического сопровождения крупномасштабных инвестиционных проектов и программ.

В напряженной работе, где каждый выполнял свою часть, надежной основой являлось практическое взаимодействие и открытость деятельности обеих ветвей государственной власти области.

Еще в I созыве комитет Законодательного Собрания по промышленности, строительству и инвестициям совместно с исполнительной властью стали инициаторами подготовки программы "СибВПКнефтегаз" на основе объединения возможностей предприятий Омска в производстве импортозамещающей продукции для нефтехимического комплекса. Именно совместными усилиями обеих властей, где объединились и профессионализм, и воля, и понимание целей, программа была принята реальной, жизнеспособной. Это тоже был приобретенный опыт зрелости отношений.

Он стал основой того, что во втором созыве, более полно реализуя свои конституционные полномочия, от "точечного" регулирования отдельных проблем, мы перешли к созданию и формированию системы законодательного регулирования по сферам деятельности.

Постоянное системное внимание депутатов первого и второго созывов было обращено к правовому сопровождению образования и функционирования новых институтов – Контрольно-счетной палаты, облизбиркома, мирового судейства, местного самоуправления.

Их создание диктуется конституционным принципом децентрализации власти – одним из важнейших признаков демократического государства, который стал и важнейшей составной частью реформы государственной власти. Этот процесс государственного строительства в Омской области обеспечен законодательно.

Депутаты второго созыва проявили настойчивость и создали особый конструктивный диалог с исполнительной властью. Диалог, в центре которого стоит общий интерес – благополучие области.

К началу работы третьего созыва начинает формироваться устойчивое развитие экономики области, что обеспечивает расширение социальной деятельности властей. Появились новые законы в сфере социальной политики.

69 целевых программ развития секторов экономики и социальных сфер, облеченные в форму законов Омской области, создали реальные механизмы решения ключевых вопросов жизнеобеспечения и поступательного развития Омской области. Они гарантированы финансовым обеспечением областного бюджета, привлечением средств инвесторов.

За прошедшие годы, начиная с первого созыва, законодатели области приобрели опыт разработки и проведения в Государственной Думе своих законодательных инициатив, отдельные из которых имеют весомую общегосударственную значимость.

Напомню одну из первых – по внесению изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации, действующее законодательство о военной службе, в которой предлагалось, в том числе исключить использование солдат первого года службы в "горячих" точках. Полагаю, что комментировать нашу инициативу не нужно. Достаточно многочисленных "спасибо" матерей за сохраненные жизни сыновей.

По-особому объединяла депутатов Законодательного Собрания поправка к закону "О ветеранах", к которой мы настойчиво возвращались несколько раз, не соглашаясь с тем, что ее по разным причинам отклоняли то Государственная Дума, то Президенты РФ. И все-таки добились, хотя и частично!

Последняя наша инициатива – о внесении изменения в Налоговый кодекс – недавно поддержана квалифицированным числом голосов депутатов Государственной Думы.

За 15 лет в Государственную Думу было направлено 57 законодательных инициатив омских депутатов. Многие из них приняты.

В третьем созыве область как субъект Российской Федерации обрела законодательно оформленную собственную символику: Герб, флаг и Гимн Омской области.

Следует отметить: устойчивое развитие экономики и социальных сфер позволили активно изменять систему управления ими, опираясь на долгосрочное перспективное прогнозирование, создавать условия для развития высокотехнологичных производств и отраслей.

Был принят Закон "О Правительстве Омской области", который обеспечил правовое сопровождение глубокого функционального реформирования исполнительной власти, повышение эффективности ее деятельности по управлению и развитию хозяйственного комплекса территории.

Обеспечена реализация национальных проектов и развитие долгосрочных деловых отношений с приграничными территориями.

В эти годы Омская область особенно активно выходит на международную площадку как инвестиционно привлекательный и стабильно развивающийся регион. Профессиональный опыт, наработанный депутатами, востребован и применим, он работает на интересы области.

Особое внимание иностранные инвесторы обращают на политическую стабильность, укрепляющееся содружество власти и науки, правовое обеспечение и последовательность экономических реформ, динамику результатов.

Совместная с Правительством работа по всем этим направлениям дала позитивные результаты – область была признана динамично развивающимся регионом.

Правовое обеспечение экономической политики и стратегии развития области, социальных гарантий и адресной поддержки семьи, детей, молодежи, старшего поколения были главными в законотворческом процессе третьего созыва. Они опирались и на долгосрочные перспективные целевые программы по обеспечению доступным комфортным жильем, социальному развитию села, развитию медицины высоких технологий и др.

Центром главных вложений стал Человек, среда его обитания, здоровье, интеллектуальное развитие. Именно в этом созыве были заложены правовые основы реформы местного самоуправления.

Все необходимые для этого областные законы были приняты в положенные сроки, и реализация в полном объеме ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" начата с 1 января 2006 года.

Депутаты, работники Законодательного Собрания входят в состав рабочей группы по вопросам местного самоуправления (кстати, общий - Правительства и Законодательного Собрания). Они также внесли свой вклад в разработку модельных Уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что стало методической основой для них.

Законодательное Собрание систематически проводит семинары по практике реализации федерального закона № 131 со всеми муниципальными образованиями области.

Одним из главных принципов работы Законодательного Собрания является сохранение преемственности деятельности. На выборах 1998 года (II созыв) из 30 депутатов первого созыва были вновь избраны в состав Законодательного Собрания второго всего – 5 депутатов. Из 30 депутатов второго созыва в состав третьего избиратели вновь избрали 16.

Значимость сделанного депутатами третьего созыва оценена и подкреплена тем, что большинство получили от избирателей свои мандаты и на четвертый созыв. Самая высокая оценка!

Впервые выборы в Законодательное Собрание четвертого созыва проводились по смешанной системе: увеличилось число депутатов. Среди 44 депутатов избрано 25 тех, кто ранее был депутатом Законодательного Собрания, что позволило более оперативно и профессионально организовать работу нового созыва.

Депутатам четвертого созыва предстоит в сложных кризисных условиях не только обеспечить правовое продолжение курса экономического развития области, но и ее переход на инновационный путь, чтобы повысить конкурентоспособность в решении ключевой социальной задачи – создании комфортных условий проживания и деятельности омичей, ибо в центре законодательной работы и всех реформ стоит Человек.

Область набрала хороший темп в решении важнейших социальных задач: жилищное строительство, снос и реконструкция ветхого жилья, модернизация инженерной инфраструктуры, водоснабжения и очистки воды.

Немало сделано в вопросах обеспечения охраны здоровья населения и улучшение демографической ситуации, в укреплении института семьи, повышении качества образования, развитии культуры, физкультуры и спорта, профилактике и борьбе с наркоманией, безнадзорностью и беспризорностью. Особое внимание уделялось решению проблем социального развития села, малого и среднего бизнеса, социального и экономического партнерства, в развитии экономического потенциала, в т.ч. на основе высоких технологий.

Государственная власть Омской области сделает все, чтобы не допустить резкого снижения или потерять достигнутое в сложных условиях кризиса. Вновь приходится определять приоритеты, оптимизировать программы, искать и создавать внутренние резервы. Опыт такой у нас есть, и взаимодействие властей в этих условиях приобретает определяющее значение. Но было бы неразумным отрицать и довлеющие факторы.

Отрабатываются возможности сохранения рабочих мест, переобучения кадров, меры социальной поддержки и организации общественных работ, заработали антикризисные штабы, контролируются вопросы выплаты заработной платы. Усилено внимание к проблеме адресной социальной поддержки, особенно малообеспеченных. Сохраняется финансирование национальных проектов, значит, необходимо активизировать работу и на этом направлении.

Во всей работе Законодательное Собрание продолжит активное взаимодействие с федеральными органами, Правительством, органами местного самоуправления области. Это наши общие задачи.

В четвертом созыве были приняты два особенных закона Омской области: "Об Уполномоченном Омской области по правам человека" и "Об Общественной палате Омской области" – законы, направленные на формирование Гражданского общества, дальнейшее развитие демократических конституционных принципов и консолидацию нации.

В этом году Общественная палата приступила к работе, а Уполномоченный по правам человека Законодательному Собранию представил первый Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Омской области в 2008 году. Его детальное рассмотрение в каждом комитете позволит определить дополнительный круг вопросов, требующих пристального внимания депутатов.

Уважаемые коллеги!

Все сказанное – о работе Законодательного Собрания как коллегиального органа. Поэтому считаю долгом высказать слова благодарности каждому депутату всех созывов Законодательного Собрания за внесенный ими вклад в его становление и работу.

Искренняя благодарность Высшему должностному лицу, Губернатору, Председателю Правительства Омской области Леониду Константиновичу Полежаеву, его представителям в Законодательном Собрании - за неизменно конструктивное взаимодействие и постоянную поддержку.

Уместно именно сегодня сказать: наша совместная работа по защите интересов области, омичей проверена временем.

Губернатор как Высшее должностное лицо области умеет брать на себя ответственность за решение сложных задач, найти для этого надежных партнеров, убедить и создать команду единомышленников, именно поэтому всегда получает поддержку Законодательного Собрания.

Мы с уважением и признательностью ценим внимание и участие в законодательном процессе прокурора Омской области, Управления юстиции, Областного суда. Отдаем должное профессионализму аппарата Законодательного Собрания, Консультативного Совета, которые обеспечивают законность и эффективность деятельности депутатов.

Сделанное за 15 лет – это вклад законодателей в нашу общую работу - полнокровное развитие конституционной самостоятельности Омской области, обеспечение и защиту интересов омичей. Весь приобретенный за эти годы опыт будет использован Законодательным Собранием для преодоления негативных проявлений кризиса, сохранение социальной политики области, обеспечение ее развития и защиту конституционных прав граждан.

Наши цели – интересы людей – остаются неизменными.

Спасибо!


Архив событий

РАЗДЕЛЫ САЙТА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
СИМВОЛИКА ГИМН УСТАВ ОБЛАСТИ
ЗАКОН О ЗСОО РЕГЛАМЕНТ ЗСОО ЗАКОН О КОМИТЕТАХ ЗСОО СТРУКТУРА ЗСОО
МОЛОДЕЖНАЯ ПАЛАТА:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
АППАРАТ ЗСОО:
ПРЕСС-ЦЕНТР:
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ГОСЗАКУПКИ
ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СХЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗСОО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗСОО СОСТАВ РАБОЧИХ ОРГАНОВ
ДЕПУТАТЫ ЗСОО:

КОМИТЕТЫ ЗСОО:

ФРАКЦИИ ЗСОО:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ЗАКОНОВ
ПРОЕКТЫ:
ПРОТОКОЛЫ
ВЕДОМОСТИ ЗСОО БАНК ДОКУМЕНТОВ О банке документов ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сведения о нормативных правовых актах, признанных судом недействующими ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ ДОКУМЕНТОВ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАЗВАНИЙ ЗАКОНОВ
ПЛАНЫ РАБОТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПОВЕСТКА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПЛАНЫ РАБОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НОВОСТИ RSS
ПРЯМАЯ ВИДЕОТРАНСЛЯЦИЯ
ИТОГИ РАБОТЫ СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН ФОТОХРОНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬ (телепередача) ЗСОО - 15 лет (документы, материалы) ЗСОО - 20 лет (материалы) Официальный канал Законодательного Собрания на видеохостинге "You Tube"