События

27 апреля в Законодательном Собрании проходил семинар-совещание с руководителями представительных органов муниципальных районов Омской области

Открывая мероприятие и оценивая роль представительных органов власти в развитии местного самоуправления, председатель Законодательного Собрания Владимир Варнавский, в частности, отметил, что совершенствование системы управления – наиболее эффективный способ решения вопросов местного значения в интересах населения: «Вам люди доверили быть властью. И это доверие нужно оправдать».

В муниципальных образованиях области все «три кита», составляющие основу местного самоуправления – земля, собственность, финансы - должны быть на плаву. Причем, первые два слагаемых имеют определяющее значение для формирования налоговой базы муниципальных районов, их социально-экономической стабильности, роста сельскохозяйственного производства. В этих условиях правовое регулирование, в том числе, со стороны местных советов, приобретает особое значение. И вновь избранные депутаты вместе с исполнительной властью муниципальных образований обязаны задействовать и использовать находящиеся в их ведении ресурсы для устойчивого развития своих территорий, избежать прошлых ошибок, включая сферу законодательства. Социально- экономическая политика должна быть выверенной, социально ориентированной и ответственной.

Позицию, озвученную спикером омского парламента, поддержал присутствовавший на совещании первый заместитель председателя правительства Омской области Андрей Бесштанько. Он также говорил о тандеме, «одной подводной лодке» руководителей представительной и исполнительной власти муниципальных районов как конструктивном инструменте и необходимом условии развития муниципальных образований региона, предостерегал от сужения стоящих перед местными органами власти задач. На всех уровнях публичной власти РФ сегодня происходит отказ от разделения задач на государственные и местного значения. Пределы полномочий диктуются конкретными интересами населения.

На семинаре также был рассмотрен целый спектр вопросов, касающихся организации местного самоуправления в муниципальных районах области. Состоялся заинтересованный разговор о состоянии законности в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Были обсуждены основные направления социально-экономического развития муниципальных районов Омской области, системы управления муниципальными финансами и имуществом, принципы взаимодействия правительства Омской области с местной властью при реализации основных направлений государственной политики в сфере труда, социальной защиты населения, муниципального образования в соответствии с национальной стратегической инициативой «Наша новая школа».

Другие вопросы повестки дня тоже носили прикладной характер - мобилизация внутренних налоговых ресурсов в местные бюджеты, деятельность органов муниципального финансового контроля.

Кроме того, организаторы семинара предоставили председателям районных советов информацию о работе общественных приемных Всероссийской политической партии «Единая Россия» и депутатских центров муниципальных образований, дали возможность участникам совещания выступить со своими предложениями.

Подводя итоги семинара-совещания, Владимир Варнавский сформулировал основные выводы прошедшей встречи. Хотя федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу в полном объеме, не стоит воспринимать его в качестве застывшей догмы. Местное самоуправление – саморазвивающийся организм, способный повлиять на изменение и расширение правового поля. Такие прецеденты могут стать посылом для законодателей на уровне высшего представительного органа государственной власти Омской области и Государственной Думы. Помощь приходит к тем, кто работает. Важно знать, в каком направлении двигаться.

 

 

Выступление председателя Законодательного Собрания Омской области В.А. Варнавского на семинаре-совещании с руководителями представительных органов муниципальных районов Омской области

 

Уважаемые коллеги!

Обращаю ваше внимание на сочетание слов "в дальнейшем развитии местного самоуправления". Это означает, что вы начинаете не "с нуля", а в области уже есть свой определенный положительный опыт.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (или как его еще называют ФЗ - 131 , 131-ФЗ) на территории Омской области вступил в действие в полном объеме с 1 января 2006 года.

Органы государственной власти и местного самоуправления области вместе прошли нелегкий путь освоения и внедрения этого закона в жизнь. Вот в этот период всё, действительно, начиналось "с нуля".

Прежде всего, надо было освоить законодательные основы местного самоуправления, сам ФЗ № 131, осознать место и роль представительного органа (Совета) в системе органов местного самоуправления.

Для всех напомню:

Правовой статус представительного органа определяется, во-первых, конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, федеральный закон № 131 установил правовую основу местного самоуправления (статья 4) и принципы территориальной организации местного самоуправления (статьи 10-13);

определил вопросы местного значения для поселения (статья 14), муниципального района (статья 15), городского округа (статья 16) и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (статья 17).

Статья 18 посвящена принципам правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, а статья 35 - характеризует представительный орган местного самоуправления.

В рабочих папках у вас есть самый полный текст ФЗ № 131 со всеми, (до сегодняшнего дня) изменениями и дополнениями.

Вместе с Конституцией РФ (глава 8) ФЗ № 131 - главный правоустанавливающий документ для местного самоуправления.

В материалах семинара представлен также список иных федеральных законов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления, областные законы и Указы Губернатора Омской области, принятые по вопросам компетенции местного самоуправления на территории Омской области в соответствии с федеральными законами.

Все эти законы, иные нормативные правовые акты направлены на то, чтобы не только регламентировать деятельность органов местного самоуправления, но и гарантировать конституционное (статья 12) право граждан Российской Федерации на местное самоуправление.

Чтобы больше не возвращаться к раздаточным материалам, скажу, что с учетом уже наработанной практики и наиболее актуальных вопросов по организации деятельности районных Советов, аппаратом Законодательного Собрания подготовлены Рекомендации, иные методические материалы, которые помогут вам в планировании и организации работы. Полагаю, что интересными для вас будут информационные материалы и ответы на некоторые актуальные вопросы.

Собственно, цель нашего семинара и состоит в том, чтобы помочь, разъяснить, подсказать и даже предостеречь от возможных ошибок.

Профессионализм в любой работе вырабатывается и шлифуется годами. Такой форы во времени у депутатов нет. Они и учатся, и осуществляют важнейшие полномочия. У вас нет права ссылки на незнание закона. Депутаты и сами правотворцы, разрабатывают и принимают нормативно-правовые акты: различные положения и правила, утверждают бюджеты и их исполнение и др. Но любое действие коллегионального органа должно соответствовать установленному федеральным законом праву, полномочиям и возможностям. Законность – это требование и обязанность. Об этом – в выступлении первого заместителя прокурора области Николая Дионезовича Савруна.

Местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Это и есть главный смысл местного самоуправления как правового института.

По вопросам местного значения для муниципального района смотри главу 3 статью 15. Таких обязательных вопросов – 28. Кроме того, статьей 15.1 установлено право для органов МСУ на решение вопросов, которые не вошли в статью 15 (таких еще 8). Для их решения статьей 17 установлены полномочия органов местного самоуправления.

Каково место представительного органа в решении вопросов местного значения? Чем отличается его работа от работы администрации?

Статья 35 Федерального закона № 131, ее часть 10 дает ответ на этот вопрос.

В исключительной компетенции представительного органа (то есть только ему принадлежащей) находятся 10 полномочий. Назову некоторые:

- принятие Устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

- утверждение местного бюджета и его исполнения;

- принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на их услуги;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения

- и другие.

За прошедшие годы (2005-2010гг.) Советы муниципальных районов сформировали достаточно серьезную правовую базу по реализации прав и полномочий органов местного самоуправления.

Они провели более 2 тысяч заседаний и рассмотрели более 15 тысяч вопросов. Приняты Уставы всех 32-х муниципальных районов. Принято и действует на сегодняшний день 1191 Положение, регламентирующее не только деятельность органов местного самоуправления, но и различных отраслей жизнедеятельности районов. Утверждена 731 муниципальная программа развития, из которых 238 – действующие и сегодня. Эти документы – не разового действия. Они могут изменяться, дополняться, но они нужны постоянно. Обеспечивается законность и формируется свой сегмент правового поля в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством для местных властей. Местными нормативно-правовыми актами закладывается единообразно и системность правоприменительной практики. Обеспечивается возможность для гражданина защищать свои права.

Объем работы, проделанной Советами, достаточно серьезный. Постоянно действующих Положений и иных нормативно-правовых актов в районах от 10 (самое малое) в Черлакском районе до 80 в Оконешниковском, 75 - в Русско-Полянском, 78 – в Тюкалинском, 61 – в Седельниковском, в других районах от 25 – до 50.

Во всех районах утверждены Положения о бюджетном процессе (то есть о порядке формирования, рассмотрения и принятия бюджетов муниципальных районов), Положения об управлении муниципальной собственностью и другие. Каждое четвертое решение Советов в 2009 году, например, было принято по вопросам бюджета и налогооблагаемой базы. При этом чаще рассматриваются вопросы о мерах по увеличению доходной части бюджетов, наращиванию собственных доходов, собираемости налогов, развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест.

Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность, земля и финансы.

Депутаты стали отчетливо понимать, что прежде чем делить, надо наполнить бюджет, искать и находить дополнительные источники (в том числе неналоговые) его наполнения.

Совместная работа Совета и Главы позволила, например в Крутинском муниципальном районе заметно увеличить долю собственных доходов района в консолидированном бюджете: в 2007 году она составляла 14,4%, в 2008 году – 18,9%, в 2009 году (кризисном !!) – 20,8%. Значит, здесь были заложены хорошие устойчивые основы работы с бюджетом.

В Одесском муниципальном районе собственные доходы в 2009 году (в сравнении с предыдущим) увеличились на 15 млн.рублей. Сократили налоговые недоимки и вернули в районную казну почти 2 млн.рублей в Тевризском муниципальном районе, за аренду муниципального имущества прибавили еще по 1млн.рублей ежегодно.

За счет более эффективного управления муниципальной собственностью доход в сумме 7,3 млн.рублей получен в 2009 году бюджетом Муромцевского района. И вся эта работа проводилась органами исполнительной власти в соответствии и на основании нормативно-правовых документов, принятых Советами муниципальных районов.

Сегодня все муниципальные районы по уровню собственных доходов в своих бюджетах делятся на 3 группы:

- более 30% собственных доходов имеют 5 районов: Исилькульский, Калачинский, Одесский, Омский и Таврический – 1 группа;

- менее 20% - 4 района: Усть-Ишимский, Знаменский, Колосовский и Седельниковский – 3 группа;

- в границах от 20 до 30% - все остальные (2-я группа).

Так что работы – непочатый край!

Обращаю ваше внимание: доходная часть бюджетов районов формируется не только за счет использования муниципального имущества. Необходимо постоянно работать с налогооблагаемой базой, развивать ее, формировать новые налогооблагаемые объекты.

В первую очередь, это работа с физическими и юридическими лицами, оформление прав собственности на имущество, землю и т.д. Это создание условий для развития и укрепления КФХ, СПК, ООО в сфере сельскохозяйственного производства, где есть реальная возможность получать государственную поддержку, содействовать восстановлению и развитию местных производств и промыслов и так далее. 

Не ставлю задачи подробно анализировать положение дел в каждом районе, - об этом подробнее скажут специалисты. Я говорю о положительной тенденции, которая стала результатом работы депутатов - ваших предшественников по ФЗ № 131. Вам – идти дальше, углублять эту работу.

Экономический комплекс области, его развитие, обеспечение устойчивости и конкурентоспособности в целях повышения качества жизни это задача не только областных властей ­- органов государственной власти. Значительная часть этой работы должна выполняться на территориях муниципальных образований, с активным участием местных властей и населения. И речь идет не только о размещении производственных мощностей и комплексов. Модернизация, о которой Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев говорил как о стратегической задаче развития общества на ближайшие годы, для нас предполагает совершенствование, в первую очередь, системы управления, нацеленность на более полное использование возможностей, создание новых возможностей, эффективность и обоснованную перспективу долгосрочного развития территории каждого муниципального образования.

И в этой работе обеспечение правового регулирования приобретает особое значение и значимость. Это социальный заказ и первостепенная задача для представительных органов.

О проблемах, задачах и возможностях органов местного самоуправления в экономической, бюджетно-налоговой сферах вам более подробно расскажут другие докладчики.

В системе экономического развития капитальное строительство всегда было и остается определяющим. Реализация национального проекта России "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" в Омской области - объект постоянного внимания и ответственности областного Правительства. Работа над ним идет по 4 направлениям:

- стимулирование развития жилищного строительства;

- поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного и банковского кредитования;

- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

- повышение качества жилищного фонда и коммунальных услуг.

Национальные проекты реализуются через софинансирование (Федерация – субъект федерации (то есть область), область – местное самоуправление).

Вы понимаете, что 2009 год не был удачным. Кризис ударил по всем.

Всеми силами область старалась не потерять набранные темпы и сформированную систему работы. В области введено 605 тыс.кв.м. жилья, в том числе индивидуальными застройщиками 337 тыс.кв.м. Задача: в текущем году в два раза увеличить строительство жилья на селе, на земле.

В рамках реализации двух областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в г.Омске и 12 муниципальных районах по государственным контрактам приобретены, например, 708 жилых помещений, что позволило с участием бюджетных средств ввести 60 многоквартирных домов, в том числе 37 – малоэтажных.

А теперь вопрос: почему только 12 муниципальных района из 32 были в этой программе в 2009 году? Да, это вопросы софинансирования. Это было трудно, но 12 – смогли!

Ищите средства, оценивайте эффективность их использования и определяйте приоритеты. Это ваш выбор. Ваш ответ перед избирателями. Определяйте, что дешевле, что дороже.

Есть в жилищной программе требование о заблаговременной подготовке инженерных площадок – это забота и затраты муниципальных образований. Для снижения этих затрат Омская область участвовала в конкурсном отборе, который проводит Министерство регионального развития России. Финансовую поддержку получили 4 наших проекта – победителя: 2 - в г.Омске, Саргатском и Русско-Полянском районах.

Такие же конкурсы прошли на получение федеральной поддержки на строительство автомобильных дорог к микрорайонам массовой малоэтажной и многоквартирной застройки. И здесь 4 проекта Омской области выиграли: к территории "Новая Чукреевка" (г.Омск), с.Светлое Саргатского района (1-я и 2-я очередь) и к жилому комплексу "Ясная Поляна" Омского района.

На строительство этих дорог из федерального бюджета было получено более 374млн.рублей, областной бюджет добавил 48,6млн. Вот вам еще источник пополнения муниципального бюджета. Выгодно? Но для этого администрации надо хорошо поработать над документацией, вовремя ее представить. И Совет не может и не должен стоять в сторонке. Это ваши полномочия по статье 35 ФЗ № 131 (подпункты 4 и 9 пункта 10).

По направлению Программы "Обеспечение жильем молодых семей" по конкурсу область получила в 2009 году из федерального бюджета 9,7 млн.рублей, добавила своих – 7,97 млн.рублей. В результате выплаты получили 38 молодым семьям. Что же нас ожидает в 2010 году? Денег не так много. Первоначально в областном бюджете на эти цели было утверждено 12,5 млн. рублей, в марте сумма увеличена в 5 раз. Именно сейчас идет оформление отношений с районами. Условия участия в Программе -софинансирование.

Позаботьтесь, чтобы ваши районы не отстали, не "выпали" из программы.

Ипотека. Даже в условиях очень трудного 2009 года, выдано 2103 ипотечных жилищных кредита на сумму почти 2 млрд..

Сегодня в региональном Агентство ипотечного кредитования более 5 тысяч очередников. Область ищет пути решения этой проблемы.

Под контролем областных Министерств осуществляется выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья отдельным категориям граждан (вынужденные переселенцы, чернобыльцы, ветераны-инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов и др.).

Жилищная проблема – самая болевая социальная точка. Вот почему восстановление жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры – остается стратегической задачей всех властей. И тактика софинансирования будет продолжена.

Вместе с тем есть немало вопросов, которые могут решаться на месте: вопросы содержания жилого фонда (в том числе так называемого "частного" сектора), благоустройства, содержания придворовых и внутридомовых территорий, озеленения, содержания противопаводковых элементов и так далее). И вот здесь установленные Советами правила могут оказать нужное воздействие.

Задача обеспечить эффективную градостроительную деятельность в каждом муниципальном образовании, в каждом населенном пункте - документально трудоемкая и важнейший вопрос для местных властей.

Сидящие в этом зале председатели Советов "первого призыва" помнят и знают, что почти на каждом семинаре мы настойчиво говорим об этом. Эффективная градостроительная деятельность – залог территориальной и имущественной безопасности, перспективного инвестиционного развития каждого муниципального образования. Ответственность и исполнительной, и представительной власти муниципальных образований в этой сфере велика.


Архив событий

РАЗДЕЛЫ САЙТА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
СИМВОЛИКА ГИМН УСТАВ ОБЛАСТИ
ЗАКОН О ЗСОО РЕГЛАМЕНТ ЗСОО ЗАКОН О КОМИТЕТАХ ЗСОО СТРУКТУРА ЗСОО
МОЛОДЕЖНАЯ ПАЛАТА:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
АППАРАТ ЗСОО:
ПРЕСС-ЦЕНТР:
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ГОСЗАКУПКИ
ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СХЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗСОО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗСОО СОСТАВ РАБОЧИХ ОРГАНОВ
ДЕПУТАТЫ ЗСОО:

КОМИТЕТЫ ЗСОО:

ФРАКЦИИ ЗСОО:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ЗАКОНОВ
ПРОЕКТЫ:
ПРОТОКОЛЫ
ВЕДОМОСТИ ЗСОО БАНК ДОКУМЕНТОВ О банке документов ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сведения о нормативных правовых актах, признанных судом недействующими ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ ДОКУМЕНТОВ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАЗВАНИЙ ЗАКОНОВ
ПЛАНЫ РАБОТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПОВЕСТКА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПЛАНЫ РАБОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НОВОСТИ RSS
ПРЯМАЯ ВИДЕОТРАНСЛЯЦИЯ
ИТОГИ РАБОТЫ СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН ФОТОХРОНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬ (телепередача) ЗСОО - 15 лет (документы, материалы) ЗСОО - 20 лет (материалы) Официальный канал Законодательного Собрания на видеохостинге "You Tube"