События

Таков основной смысл обсуждения проекта федерального закона "Об образовании" на заседании президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которое 2 марта состоялось в Москве. В работе Совета законодателей принял участие председатель Законодательного Собрания Омской области Владимир Варнавский.

Давая краткую характеристику проведенным слушаниям, он, в частности, отметил, что вопросы реформирования образования имеют большое социальное значение и рассматривать их нужно с учетом интересов отдельных регионов и России в целом. Только так можно сохранить единое образовательное пространство. А это значит, что предлагаемый законопроект требует концептуальной правки.
Новации не должны привести к снижению государственных гарантий права на образование, что очевидно прослеживается в новой редакции. Реформы в образовании должны носить эволюционный, а не революционный характер, подчеркнул спикер регионального парламента. Закон должен гарантировать подготовку грамотных, образованных молодых людей. В Омской области развитию системы образования традиционно уделяется особое внимание. Разработана и успешно реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования Омской области (2010-2014 годы)". Вместе с тем регион участвует в апробации стандартов нового, второго поколения образования. Но нынешний обсуждаемый вариант в этом отношении очень спорный. Это показали и горячие дискуссии в обществе, и анализ проекта федерального закона специалистами. Они указывают на недостаточную разработанность положений законопроекта, регулирующих элементы учебного процесса, их стандартизацию и нормирование, устанавливающих механизм обеспечения доступности и качества образования, определяющих объем и порядок реализации академических прав и свобод, а также социально-трудовых прав и гарантий в сфере образования.

К этому стоит добавить, что в своем выступлении на Совете законодателей Владимир Варнавский говорил и о других важных последствиях, к которым может привести скоропалительное и непродуманное внедрение нового закона без кардинальной смены подходов при его подготовке к принятию.

 

Выступление В.А. Варнавского на заседании президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ (Советом законодателей) по проекту Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (2 марта 2011 года)

Уважаемые коллеги!

Законодательным Собранием и Правительством Омской области организовано широкое обсуждение проекта ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе в сети Интернет. Интерес к проекту большой. Он отражает очередной этап реформы школы и, в определенной мере, учитывает практический опыт субъектов федерации.

Предложения нашей областной дискуссионной площадки по дополнению компетенции субъектов РФ полномочием по созданию учреждений высшего профессионального образования (колледжей), по совершенствованию их правового статуса в Министерстве образования учтены, как и другие.

Нужно отдать должное разработчикам: они терпеливо относятся к замечаниям.

Безусловно, есть над чем работать еще.

Но я не столько о конкретном содержании законопроекта, сколько о том, в каких условиях и как идет работа над ним и проектом федеральных государственных стандартов.

С момента принятия Конституции РФ в 1993 году, наше общество находится в состоянии непрерывного реформирования: реформа федеративных отношений, МСУ, ЖКХ, административная реформа, модернизация экономики и управления, и др., но ни одна из них не вызывала такой бури эмоций и общественной активности, таких "полярных" мнений и оценок, как предполагаемая реформа образования. Более 20 тысяч подписей собраны в Интернете под Обращением к Президенту по обнародованному проекту закона "Об образовании в РФ" и проекту "Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования". В дискуссии по Стандартам сошлись все: профессиональное педагогическое сообщество и общественные институты государства, органы государственной власти, представители науки, отдельные граждане и т.д.

Активна и разнообразна пресса федеральных и региональных СМИ. Обратите внимание на заголовки публикаций: «Образование: от плохого к хорошему?» (под вопросом) – журнал РФ № 3, 2011 год; «Стандарты: путь к деградации школы» (утверждение!), журнал РФ № 4, 2011 год; «Минус в уме» ("Деловая среда", АИФ, № 8, 2011 год); «Не так страшен стандарт, которым запугали общество, - официальная позиция Минобрнауки», ("Российская газета", 18 февраля 2011год, № 35); "Министерство образования сознательно вызывает огонь на себя" - интервью Министра образования Фурсенко "Комсомольской правде" и так далее.

Все это свидетельство того, насколько высок критический уровень оценок предлагаемой концепции реформы и сомнительно качество ожидаемых итогов; расплывчаты ориентиры целей (точнее - они утрачены вообще). Проект запускает (без экспериментальной апробации и достаточной обоснованности) чрезвычайно рискованный процесс радикального реформирования школы и за предлагаемым многообразием выбора разрушает единое образовательное пространство страны, универсальность и высокое качество базовых знаний учащихся, которые всегда обеспечивались государственной школой.

По сути, школьная реформа началась уже с принятием закона "Об образовании" в 1993 году (отметим - без должной подготовки). "Дыры" в правовом поле, просчеты в организации "латали" по ходу, нередко принимая вынужденные решения. Задачи "оптимизации", например, мы ведь решаем по-разному. В нашей области (а это Сибирь с ее расстояниями!!) бережем малокомплектные школы, сделали их филиалами общеобразовательных районных школ. Известно: нет ФАПа и школы - умирает село. Нельзя обрекать на гибель российское село. Земля - кормилица, значительный сектор экономики.

Так ли прогрессивен подготовленный вариант закона и стандартов, так ли безосновательны сомнения профессионалов и ученых, такие ли дилетантские умозаключения тех, кому учить своих детей в условиях новой, более радикальной школьной реформы?

Первый вопрос, на который нет доказательного ответа: чем классическое российское образование не удовлетворяет "новаторов-реформаторов"? Ответ невнятен. Ссылка, что оно не отвечают современному уровню, вызывает новый вопрос - в чем? Давайте менять методики, образовательные программы, технологии, но не за счет перегрузок сохранять высокий уровень фундаментальности школьных знаний.

Ссылка на международные школы - не аргумент. Лично и не раз слышал за рубежом одобрительные оценки уровню школьного российского образования (а об этом сейчас и речь!), которое отличается особой фундаментальной системностью и широтой. Изменение технической оснащенности школ изменяет не только сам процесс обучения, но и утверждает конкурентоспособность нашим школьникам в современном мире, о чем ярко свидетельствуют их победы на международных олимпиадах, возрастание интереса к научной работе в школьной среде.

Надо ли "усреднять" и ориентироваться на "европейский", более низкий стандарт знаний в школе, закладывать социальное неравенство? Почему мы лишаем наших детей духовности и гражданской ответственности, которые формируют именно глубокие всесторонние знания?

Если не все дети способны осваивать знания, давайте отрегламентируем дифференцированные выпускные документы об окончании школы: аттестат, свидетельство, справку (все с оценками) и гарантированно дадим выпускникам школы свой шанс восполнить пробелы (дистанционно, экстерном и так далее) и получать образование по выбору.

О чем мы сегодня спорим и чем обеспокоены? Стандартами! Они задают качество знаний. И это должно быть системное качество, а не набор ответов на тесты.

У нас одни и те же "грабли" в реформах: проекты готовим в условиях строжайших тайн и кулуарности (лавры славы, видимо, не дают покоя!). Информируем профессиональное сообщество дозировано и противоречиво.

Министр, например, говорит, что стандарт в старших классах будет введен с 2020 года, а его зам - что процесс начинается с 2011 года - по мере готовности школы. То есть директивно все уже пошло, и школы начинают двигаться в этом направлении. А нужного обеспечения этому процессу (кадры, ресурсы) - нет.

Главное - график уже на сайте Министерства!

Глубокое сомнение, например, вызывает также понятие "интегрированные предметы". Меня привлекает заложенная здесь идея - учиться учиться, умению извлекать нужную информацию. Но не соединяем ли мы "ужа" и "ежа", ослабляя требования к уровню и объему знаний по интегрированным предметам? И главное - исчезнут ли, наконец, в этом случае репетиторы?

Каков ожидаемый результат?

Сомнителен тезис и о том, надо ли всем качественно изучать русский язык, если компьютер сегодня сам исправляет все ошибки? Или математику? Мы не боимся интеллектуальных полуфабрикатов с заменителями качественных продуктов?

Мы в ответе за тех, кого сегодня научим. Это будущее России! И в спешке, без уважения к своим национальным традициям фундаментальности и универсальности школьного образования эти вопросы решать нельзя. Учиться у лучших - не зазорно.

На необходимость вдумчивого и взвешенного подхода к реформированию образования неоднократно обращал внимание губернатор Омской области Леонид Константинович Полежаев. Следует пересмотреть удельный вес показателей эффективности региональных систем образования в сторону образовательной результативности, инновационного потенциала образовательных учреждений и удовлетворенности населения качеством образования, ввести в законопроект проверенные на практике правовые нормы, обеспечивающие дифференцированное финансирование малокомплектных школ и детских садов независимо от количества обучающихся. Другая принципиальная позиция губернатора так же заключается в предложении ориентировать инновационную деятельность образовательных учреждений на повышение качества профессиональной и общенаучной подготовки.

Неправильно подстраиваться под худшее, лишь бы международный пример! По некоторым данным, к проекту закона поступило несколько тысяч предложений и поправок. Оно же - не случайно! Предлагаю - продолжить работу над проектами закона и Стандартов, не гнать "галопом"! Проекты - особые. В них всё будущее России.


Архив событий

РАЗДЕЛЫ САЙТА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
СИМВОЛИКА ГИМН УСТАВ ОБЛАСТИ
ЗАКОН О ЗСОО РЕГЛАМЕНТ ЗСОО ЗАКОН О КОМИТЕТАХ ЗСОО СТРУКТУРА ЗСОО
МОЛОДЕЖНАЯ ПАЛАТА:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
АППАРАТ ЗСОО:
ПРЕСС-ЦЕНТР:
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ГОСЗАКУПКИ
ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СХЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗСОО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗСОО СОСТАВ РАБОЧИХ ОРГАНОВ
ДЕПУТАТЫ ЗСОО:

КОМИТЕТЫ ЗСОО:

ФРАКЦИИ ЗСОО:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ЗАКОНОВ
ПРОЕКТЫ:
ПРОТОКОЛЫ
ВЕДОМОСТИ ЗСОО БАНК ДОКУМЕНТОВ О банке документов ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сведения о нормативных правовых актах, признанных судом недействующими ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ ДОКУМЕНТОВ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАЗВАНИЙ ЗАКОНОВ
ПЛАНЫ РАБОТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПОВЕСТКА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПЛАНЫ РАБОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НОВОСТИ RSS
ПРЯМАЯ ВИДЕОТРАНСЛЯЦИЯ
ИТОГИ РАБОТЫ СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН ФОТОХРОНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬ (телепередача) ЗСОО - 15 лет (документы, материалы) ЗСОО - 20 лет (материалы) Официальный канал Законодательного Собрания на видеохостинге "You Tube"