События

Председатель Законодательного Собрания Омской области Владимир Варнавский выступил с докладом на состоявшейся 12 ноября в Омске VII научно-практической конференции «Проблемы местного самоуправления в РФ». В ней приняли участие представители Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда России, руководители государственных и муниципальных органов власти, ученые и юристы.

 

 

 

Выступление В.А.Варнавского –

Председателя Законодательного Собрания

Омской области,

Руководителя российской делегации

В Палате регионов Конгресса

Местных и региональных властей

Совета Европы (КМРВСЕ)

 

Уважаемые участники конференции!

Искренне приветствую вас на Омской земле.

С 1991 года - седьмой раз в Омске проводится научно-практическая конференция по проблемам местного самоуправления в России.

Я вижу в зале наших давних друзей, принимавших участие не в одной конференции, и с удовольствием отмечаю их собственный рост: кандидаты юридических наук стали докторами, доценты - профессорами и судьями Конституционного Суда России, занимают руководящие должности в своих институтах и университетах или переместились из дальних регионов в Москву. Растет новое поколение ученых, становящихся ведущими в своей специализации. Кто-то из вас работает в органах государственной и муниципальной власти, выполняя важную и нужную работу по конституционному развитию страны.

Наш профессиональный интерес к проблемам местного самоуправления не пропадает. В том числе и потому, что местное самоуправление - самая массовая власть, фундаментальная основа нашей государственности. Укрепление местного самоуправления - реальный путь развития народовластия, сплочения Гражданского общества России.

Самое ценное в нашем общении - стремление развиваться, идти вперед, предлагая и объединяя в копилку национального опыта конкретные результаты.

В этой аудитории не нужно возвращаться к истории вхождения России в Совет Европы. Подписание и ратификация Европейской хартии местного самоуправления стали для России не только важным политическим, но и имеющим практический смысл событием.

Как руководитель российской делегации в Палате регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, должен сказать вам, что две недели назад в Конгрессе рассмотрен мониторинговый доклад "Местная и региональная демократия в Российской Федерации". В нем подчеркивалось, что Россия осуществила серьезные усилия по выполнению принципов Хартии. Это честная и важная для нас оценка, потому что ничего не бывает "вдруг" и "немедленно". Идет сложный процесс развития местного самоуправления. И Россия уже давно не робкая ученица, какой хотят видеть ее отдельные влиятельные европейские политики.

Высказанные в Рекомендациях призывы к российским властям, в частности, совершенствовать национальное законодательство в области местного самоуправления, пересмотреть избирательную систему, чтобы на всех местных и региональных выборах свои кандидатуры могли выдвигать независимые кандидаты, как будто у нас нет самовыдвижения! Или: принимать меры для искоренения коррупции на местном уровне, например, путем введения обязанности организовывать тендеры при закупках, а разве нет у нас 94-го Федерального закона(?), конечно, из серии "Поучать!" Но это не умаляет важности и необходимости воспринимать европейский опыт, серьезно и на равных работать в европейских институтах, формируя достойный и реальный имидж современной России, последовательно и настойчиво отстаивая и защищая ее национальные интересы.

Разделяю точку зрения, высказанную Председателем Конституционного Суда России Валерием Зорькиным в статье "Предел уступчивости": "Если нам навязывают внешнее "дирижирование" правовой ситуацией в стране, игнорируя историческую, культурную, социальную ситуацию, то таких "дирижеров" надо поправлять. Иногда самым решительным образом. (Что мы и делаем при необходимости!)

Но ясно и то, что в непростое время глобальных изменений Россия не может и не имеет права выйти из европейского правового поля.

Так же как и другие европейские государства, Россия должна бороться и за сохранение своего суверенитета, и за бережное отношение к Европейской конвенции, защиту ее от неадекватных, сомнительных решений".

Вместе с тем здравый смысл и неизбежность строить позитивные и взаимовыгодные отношения с Россией все чаще берут верх.

Летом прошлого года мне было предложено выступить с докладом "Сотрудничество между регионами Европы: цели, структуры и сети" на примере Омской области.

Если внимательно соотнести итоги Петербургского экономического форума, встреч лидеров европейских стран и мировых держав, то становится совершенно очевидно, что по множественным точкам контактов мировое сообщество стремится вырабатывать меры противостояния негативным последствиям не только кризиса, но и самого явления глобализации.

Уязвимость национальных экономик в условиях кризиса, по мнению многих политических и экономических экспертов, разворачивает ситуацию к возрастанию роли национальных государств и правительств, а внутри государств – роли региональных и местных властей в сохранении приоритетов развития, социальных гарантий, рабочих мест, модернизации экономик в условиях новых вызовов времени.

Доклад российской делегации вызвал большой интерес. Для многих моих европейских коллег предметом настоящего открытия и даже зависти стали вопросы конституционной самостоятельности Омской области как субъекта Российской Федерации с законодательными полномочиями, самостоятельность в реализации целей развития территории области и муниципальных образований, освоения новых инновационных технологий, формирования собственной инвестиционной политики, новых секторов экономики, география международного сотрудничества области - более 80 стран мира. Системность проводимой работы.

Имеет ли все это отношение к теме конференции? Прямое. Это стратегическое направление реальной деятельности омских региональных и муниципальных властей в интересах населения.

Одновременно на прошедшем Конгрессе был рассмотрен доклад "Права и обязанности местных и региональных выборных представителей: риски коррупции" и соответствующий проект Резолюции.

Проблема коррупции – это масштабная мировая проблема, проблема нравственности. Коррупция разъедает устойчивость и этический уровень общественных отношений в любой стране. Коррупция, связанная с осуществлением публичных функций, представляет значительный политический и социальный риск. Европейское сообщество серьезно озабочено этой проблемой.

Вот почему качество российского законодательства вместе с повышением политической честности и ответственности выборных лиц всех уровней, всего гражданского сообщества, граждан, на мой взгляд, одна из главных и реальных мер противостояния коррупции. Это серьезные задачи и для местного самоуправления, где принимается немало нормативных правовых актов.

Как законодатель, одну из проблем местного самоуправления сегодня вижу в отсутствии должной сопряженности федеральных законов, которые обеспечивают, кроме 131-го Федерального закона, развитие реформы местного самоуправления.

В первую очередь: Жилищный Кодекс, Градостроительный Кодекс, Федеральный закон № 94 и другие.

Вот пример. Обязательные платежи населения по тарифам за ЖКУ представляют собой особую общенациональную систему финансирования огромной отрасли, очень близкую к налогообложению, только децентрализованную: денежные средства населения поступают непосредственно в бюджет предприятий - поставщиков услуг. Тарифы устанавливаются органом государственной власти. Но, получая гарантированные средства, предприятия ЖКК не связаны обязательствами проводить конкурсные процедуры при заключении договоров. Для них не действует 94-й федеральный закон - это же не госзаказ! Им не установлено никакой отчетности и юридической ответственности за несоблюдение того финансового плана затрат, который принимался за основу при установлении тарифа и надбавки к тарифу.

В итоге: самая главная жизнеобеспечивающая отрасль продолжает оставаться одной из самых коррумпированных и неэффективных отраслей экономики, "черной дырой", в которой бесследно исчезают миллиарды рублей. А тарифы стремительно растут! Кто и как защитит население от беспредела монополистов, которых оно само и оплачивает?!

Добавьте к этому отпущенные на волю вольную Управляющие компании, которые сегодня полагают, что они настолько самостоятельны и неуязвимы, что "не празднуют" в большинстве случаев местные власти. Справедливости ради, следует сказать, что такой "беспредел" нередко удобен и местным властям. Когда люди приходят с жалобами, их просто отправляют в суд. О каком качестве жизни здесь говорить?! Такое положение дел - следствие и недоработанности положений Жилищного Кодекса.

Особо о Федеральном законе № 94. Важный закон, но практика его применения показывает, что он требует более тщательной проработки, дополнений и изменений.

Механизмы реализации закона позволяют "закулисный" сговор, договоренности, коррупционные действия со стороны участников, а органам госвласти, муниципальным органам нет способа выявить недобросовестных участников - возможных победителей торгов.

На различных "круглых столах", в комитетах Госдумы и Совета Федерации эти вопросы поднимаются многократно. Реакция федеральных законодателей не отвечает сложности проблемы.

Как реалист и жесткий прагматик, хочу видеть реальные результаты реформы местного самоуправления в интересах людей. Полагаю, и вы тоже. Вижу, что в программе конференции заявлены очень интересные темы докладов по научной и практической составляющей проблем местного самоуправления.

Уверен, что свои предложения выскажут многие.

Искренне желаю плодотворной работы и успехов конференции.

Местное самоуправление заслуживает особого внимания государства и каждого из нас, его Граждан.

Спасибо!


Архив событий

РАЗДЕЛЫ САЙТА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
СИМВОЛИКА ГИМН УСТАВ ОБЛАСТИ
ЗАКОН О ЗСОО РЕГЛАМЕНТ ЗСОО ЗАКОН О КОМИТЕТАХ ЗСОО СТРУКТУРА ЗСОО
МОЛОДЕЖНАЯ ПАЛАТА:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
АППАРАТ ЗСОО:
ПРЕСС-ЦЕНТР:
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ГОСЗАКУПКИ
ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СХЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗСОО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗСОО СОСТАВ РАБОЧИХ ОРГАНОВ
ДЕПУТАТЫ ЗСОО:

КОМИТЕТЫ ЗСОО:

ФРАКЦИИ ЗСОО:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ЗАКОНОВ
ПРОЕКТЫ:
ПРОТОКОЛЫ
ВЕДОМОСТИ ЗСОО БАНК ДОКУМЕНТОВ О банке документов ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сведения о нормативных правовых актах, признанных судом недействующими ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ ДОКУМЕНТОВ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАЗВАНИЙ ЗАКОНОВ
ПЛАНЫ РАБОТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПОВЕСТКА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПЛАНЫ РАБОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НОВОСТИ RSS
ПРЯМАЯ ВИДЕОТРАНСЛЯЦИЯ
ИТОГИ РАБОТЫ СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН ФОТОХРОНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬ (телепередача) ЗСОО - 15 лет (документы, материалы) ЗСОО - 20 лет (материалы) Официальный канал Законодательного Собрания на видеохостинге "You Tube"